Новости / О зрелищности в единоборствах.

31 января 2011

О зрелищности в единоборствах.

 

Зачем люди идут в единоборства? Причин не так много: навыки самообороны, развитие общей физической подготовки, приобретение психологических качеств, присущих бойцам, участие в соревнованиях. Практически все единоборства заявляют, что занимаясь данным видом человек приобретёт вышеперечисленное. Выбор человека в этом случае носит скорее эстетический, чем логический характер. Когда было популярно карате — дети шли заниматься карате, вошёл в моду кикбоксинг — стали наполняться клубы, пропагандирующие данный вид. Стал популярным тайский бокс - увеличилось количество клубов занимающихся муай тай.

Если подумать, то существует только один главный критерий, определяющий популярность вида. С определённой условностью этот критерий можно назвать зрелищностью.

Очень часто, говоря о участниках спортивного процессе, упомянув спортсмена, тренера, забывают ещё об одном — о зрителе. О человеке, который смотрит бои, в живую, по телевизору, через интернет, потому что это ему нравится. Нет зрителя — нет денег, нет популярности. Профессиональный спорт держится на зрителе.

Для зрителя есть два противоположных типа зрелищности в боевых искусствах. На одном полюсе находится реслинг и женские бои в грязи, на другом тайский бокс . Чем ближе к тому или другому, тем вид спорта более популярен. С реслингом всё понятно — это продукт массовой культуры, искусство, хотя и не в лучшем его проявлении. Люди всегда будут ходить в кино, на концерты и театральные представления. А если воображать, что происходящее на сцене реально, удовольствия получаешь значительно больше. Муай тай — это жизнь, настоящая кровь, настоящая боль, настоящие эмоции. Гладиаторские бои тоже никогда не выйдут из моды. Другое дело, что если вид спорта хочет завоевать популярность у зрителя (я имею ввиду новые виды спорта относящиеся к универсальным единоборствам), надо определиться, какой тип зрелищности он хочет использовать, ведь они взаимоисключающи. Или вёдра кетчупа или сломанные носы и рассечённые брови. Третьего не дано.

Оставим реслинг. Я пишу не для тех, кому он интересен. Обратимся к универсальным единоборствам. Пришедшие на бои, хотят увидеть Бой. И не в расквашенных носах и поломанных конечностях тут дело. Людям нужны эмоции. Настоящие эмоции двух бойцов, для которых на время поединка нет ничего важнее победы. Не стоит строить иллюзии и считать, что зрители оценивают технику, красоту движений, тактику и стратегию спортсменов. Им интересно другое — столкновение двух характеров, победа и поражение.

Самое существенное, что зрители правы. Война, уличная драка и древние ритуальные бои — почва на которой выросли боевые искусства. Во всём перечисленном не было и не могло быть ничьи, разночтения судей, победы по очкам. Задача была проста — нейтрализовать соперника и (или) доказать, что ты лучший. Доказать так, чтобы это было понятно всем. Критерий абсолютной победы прост — невозможность соперника продолжать бой. Вся последующая история единоборств — уход от вышеперечисленных истоков к «условному бою». «Условный бой» диаметрально противоположен бою реальному. Он не интересен для зрителя, поскольку зрителю, как правило, лень разбираться в нюансах.

Различные виды контактных единоборств (ММА, тайский бокс, К-1 и т д.), ориентирующиеся на правила, минимальным образом ограничивающие свободу бойцов, демонстрируют зрителю настоящий, лишённый условностей бой. Как следствие — зрители на соревнованиях и тренирующиеся подростки в спортивных залах.

Владислав Коротких,
тренер спортивного клуба «Версус»