Новости / Единоборства и философия потребления. Традиции старой школы единоборств и современное общество.

31 августа 2013

Единоборства и философия потребления. Традиции старой школы единоборств и современное общество.

 

Фитнесс. Клиент всегда прав

Фитнесс – замечательная вещь. Если человек хочет заниматься спортом, чтобы стать здоровым и красивым это правильно. Ухоженный и прекрасно оборудованный зал, бассейн, всевозможные удобства – чего тут может быть плохого?

Но есть и другая сторона. Выгодно ли продавать качественное обучение и помощь в достижении конкретных поставленных целей? Если рассчитывать на широкую целевую аудиторию, то, увы, не выгодно. Как правило, человек идет в спортзал, чтобы развлечься, получить положительное подкрепление сразу. Для этого создается иллюзия, позволяющая посетителю фитнесс-клуба вроде бы приобщиться к спорту, но вместе с этим обязательно фиксирующая его в зоне комфорта. Не приведи Бог иначе – клиента можно отпугнуть. Проще всего продается быстрое удовольствие.

Если вам хочется ставить рекорды на беговой дорожке до помутнения в глазах – ни кто этому мешать не будет, равно, как и в том случае если вы сядете на скамейку и неподвижно просидите полтора часа. Главное вовремя приносите деньги.

Хотя может все правильно, тот, кто хочет чего-то добиться – добивается, а кто хочет развлечься – развлекается? Не думаю, что все так просто. Изначально любой человек находится в неведении касательно незнакомой ему стороны жизни. Он принимает ту модель поведения, которую ему дают.

А теперь о самой модели поведения сформированной фитнессом.

Начинается все с телефонного звонка. Звонящий не предполагает, что трубку может взять тренер, свободный человек, над которым нет сложной иерархии менеджеров и директоров. Ему представляется секретарь на телефоне, отрабатывающий свою скромную зарплату, поэтому тон выдержан от вызывающе - высокомерного, до откровенно хамского.

Далее «Клиент-Который-Всегда-Прав» задает вопросы по поводу стоимости, адреса зала, расписания занятий по муай тай, т. е. всей информации, которая присутствует в объявлении. По поводу достоверности информации на нашем сайте и в объявлениях спрашивает каждый второй, как будто мы специально пытаемся скрыть истинное положение вещей.

- Как записаться в ваш клуб тайского бокса?

Людям необходим ритуал. Десятидневный пост, роспись кровью в большой черной книге. Нельзя просто придти в зал и начать тренироваться.

- Как мне приобрести абонемент?

Возможность приобрести какие-то навыки – эфемерный объект, а вот красивая бумажка - абсолютно реальный. Доходит до того, что абонемент хотят купить в подарок, как правило, девушка своему молодому человеку. Абонемент в наличии – полдела сделано.

- У вас «тренажерка» есть?

Вообще-то Вы звоните по объявлению о наборе в клуб тайского бокса. О тренажерном зале, бассейне, теннисном корте в нем не написано.

- Почему так дорого?

Я много раз слышал этот вопрос, правда. Фитнесс дешев и безлик, приученный к этому человек искренне негодует, как если бы придя на рынок, ему предложили арбуз по тысяче рублей за килограмм. Для него все тренера на одно лицо, а вот отсутствие кулера – признак никудышного клуба.

- Если я приведу друга/приду с подругой, нам будет скидка?

- Почему я не могу пойти в спортивную группу, если я туда хочу?

Потому что вы - новичок, а в спортивную группу по муай тай и К-1 я новичков не беру. В ответ молчание с нотками обиды.

- Из чего состоит тренировка?

Самый безобидный вопрос, связанный с уверенностью звонящего в том, что он теоретически «в теме» и моментально отличит квалифицированного тренера от шарлатана. Часто встречаются более запущенные случаи, когда собеседник по телефону начинает тестировать уровень моего профессионализма. Зачастую начинают приводить в пример других тренеров и клубы тайского бокса Спб. Создается впечатление, что таким человеком движет единственное желание – доказать себе, что место куда он позвонил не достойно его присутствия.

Вызнав все интересное, мимоходом продемонстрировав свою крутизну, человек вешает трубку. Вероятнее всего я его никогда не увижу. Позвонив еще в десяток мест, он сделает свой выбор не в пользу немногословного и хмурого мужчины, на большинство вопросов отвечающего предложением придти на тренировку и все увидеть самому.

Некоторые доходят. Как правило, опоздав на занятие. Далее все стандартно.

Во время спарринга продукт фитнесса или включает «режим берсерка» и, выпучив глаза, несется на соперника, размахивая руками как ветреная мельница, или с гримасой боли хватается за все места, которые задел спарринг-партнер.

На лице у такого человека смесь двух эмоций: страдания и скуки. Тренера он считает садистом и занудой, дисциплину – тиранией. Чуда не произошло, попав в спортзал, он не превратился в Федора Емельяненко. Вероятно потому, что ему не дали красивую бумажку с вензелями, была бы бумажка, все происходило бы иначе.

Я всегда хочу помочь таким людям. Хотя бы избавиться от иллюзий и понять, что если они хотят чему-то научиться, не достаточно заплатить за тренировки. Жаль, что большинство не выдерживает столкновения с реальным миром.

Я не против фитнесса, я просто не хочу, чтобы его путали со спортом. Собравшийся на войну человек должен быть готов, что с ним не будут играть в пейнтбол.

 

Ценности человеческие и материальные

Сразу оговорюсь, все, что изложено ниже касается только выступающих спортсменов и выражает принципы, принятые в нашем клубе.

Переход в другой клуб тайского бокса по принципу «там лучше»/ «больше платят»/прочее в нашем коллективе порицается. Постараюсь объяснить почему.

Есть несколько случаев, когда спортсмен вынужден поменять клуб.

Смена места жительства. Если человек уезжает в другой город, но хочет продолжать тренироваться, было бы странным видеть что-то аморальное в том, что он будет заниматься в местном клубе. Впрочем, если это спортсмен высокого уровня, который выступает на соревнованиях, я считаю, что как минимум какое-то время он должен в документах указывать своего предыдущего тренера. Спортсмен, который меняет свою команду только потому, что он переехал в новую квартиру и дорога до старого спортзала стала длиннее на 15 минут, не вызывает у меня уважения.

Перепрофилирование. Сейчас этот случай встречается очень часто. Например, боксер хочет заниматься ММА или представитель карате собирается перейти в тайский бокс.

Невозможность тренироваться в старом клубе по моральным причинам, либо в связи с серьезными недостатками тренировочного процесса. Это самый сложный и расплывчатый пункт. Стоит заметить, что эту причину часто называют с целью скрыть отсутствие весомой причины для смены клуба. Несомненно, если тренер ведет себя скверно, например, регулярно не приходит на тренировки по муай тай, некрасиво ведет себя по отношению к ученикам или регулярно допускает грубые профессиональные ошибки, это является поводом для ухода. Стоит заметить, что в таких местах не стоило и начинать. Однако критерии очень условные, тут каждый случай надо разбирать индивидуально.

Что я делаю, когда ко мне приходит спортсмен из другого клуба тайского бокса? В первую очередь, как правило, требую, чтобы предыдущий тренер был уведомлен о переходе спортсмена ко мне. Далее расспрашиваю о причине ухода. Потом объясняю наши правила. Если спортсмен согласен с моими условиями, я считаю его принятым в клуб.

А теперь о том, почему верность тренеру и команде кажется мне важным моментом.

Сверхрезультаты требуют далеких перспектив, длительного времени. А вся работа, которая ведется годами в моем понимании не возможна без приоритета человеческих отношений над рыночными. В самом деле, начинал ли бы я путь длинной в несколько десятилетий, воспринимая как норму то, что мой ученик на определенном этапе уйдет от меня в сторону звона монет или более известного бренда? Также и мои ученики знают, что я не выращиваю их как бройлерных цыплят на продажу и всегда буду с ними в их победах и поражениях. Они верят в то, что я могу сделать из них чемпионов, я верю в то, что они чемпионами станут.

Есть еще один важный аспект. Отдавая одним, мы косвенно отбираем это у других. Я хочу передавать свои знания близким мне людям, которым эти знания действительно нужны.

Даже если рассматривать чисто коммерческий вопрос, то только человеческие отношения являются хоть каким-то гарантом того, что спортсмен, принимая то или иное жизненное решение, будет учитывать что-то помимо выгоды.

Вера в идеалы дает силы. В прямом смысле. Дети и подростки приходят в большой спорт не с целью изначально заработать или выиграть турнир среднего уровня. Они хотят стать лучшими. Те, у кого достаточно терпения ими становятся. Как писал Бродский – главное это величие замысла. В своей работе я стараюсь придерживаться этого принципа. Иначе не интересно.

На мой взгляд, голый прагматизм в спорте – косвенный признак недостатка профессионализма. И еще, как правило, признак трусости. Прагматик боится ставить на человеческие отношения. То, что его опасения не беспочвенны ничего не меняет. Да, смешение профессионального и человеческого – риск трагедии, но и шанс добиться наивысшего результата. Кас Д’Амато мог управлять юным Майком Тайсоном только потому, что они были близкими людьми.

Высказанная позиция мой личный эстетический выбор, который в большой степени поддерживают мои ученики и коллеги. Это нас объединяет. Мне нравится, когда команда сродни семье. В такой атмосфере приятно и легко работать. Сильный командный дух не может быть сформирован без идеалов, команда без командного духа – не команда, личный рост спортсмена возможен только в команде.

Безусловно, все это налагает на тренера жесткие обязательства перед своими учениками. Что касается общечеловеческой этики, все в целом просто. Но в добавлении к этому тренер обязан профессионально расти вместе со своими спортсменами, сражаться с ними плечом к плечу. Что не так сложно, при наличии желания. У тренера по тайскому боксу меньше физических ограничений для саморазвития. Это залог того, что вы и ваши ученики будут избавлены от страданий связанных с их не полной реализацией, и никогда не будут стоять перед искушением найти вам замену.

Я считаю, что в определенный момент любой развивающийся профессиональный тренер в ходе своей карьеры претерпевает качественный скачок, который выводит его на тот уровень, на котором он может добиться самых высоких результатов. С этого момента он не может быть хуже другого тренера, как в музыке, например, нельзя сказать, что Моцарт хуже или лучше Бетховена. Собственно говоря, такой человек и называется специалистом экстра-класса. Как сложится его карьера, зависит от обстоятельств. Главное, что только он может реализовать возможности своих учеников на сто процентов.

Таким образом, человек, который уходит из клуба демонстрирует то, что он не верит в тренера и команду, видит им лучшую альтернативу. Что из этого следует? То, что ему с нами не по пути. А вот насколько плохо он поступил, зависит от того насколько он нам был близок. Единственное, что я делаю в таком случае, это объясняю, что в случае ухода двери клуба закрываются за ним навсегда.

Как мне кажется, в вышеизложенном не так много идеализма, как может показаться. Принципы, которых мы придерживаемся – попытка создать что-то целое, объединить людей с похожим мировоззрением и этим сделать их сильнее. Возможно, в современном обществе, ориентированном на деньги как высшую ценность, мы выглядим архаично. Пусть будет так, это наш выбор.

 

Владислав Коротких, тренер СК ВЕРСУС